Как перезагрузить социопата, или отдых на дереве

Counrtyside Portugal

Отвечаю на вопросы телезрителей, почему нас понесло в такую тьмутаракань.

Эпикриз

На определенном этапе эволюции человечества, очевидно, где-то там закоротило контакты в хромосоме и сформировался особый геном, IT-шник. Он может часами созерцать черный монитор с непонятным набором букв, общаясь с ним, осыпая его попеременно жесткими проклятиями или нежными словами благодарности. Тяга к социализации и взаимодействию с другими видами отсутствует.

Portugal IT guy

Потребность в алгоритмизации всех жизненных процессов IT-шника часто убивает в зародыше склонность к эмпатии; не зря во многих скандинавских детективах обязательно присутствует хакер-аутист. Однако это сильное упрощение, они не вполне аутисты, а такие себе технологические снобы, которые искренне считают остальную популяцию человечества редким недоразумением природы, крепко отставшим в развитии.

IT-шник плохо воспринимает устную речь, фразеологизмы не воспринимает вообще. Намекать ему нельзя, громко кричать тоже: он пугается и закрывается в себе, начинает прятаться в туалете или мимикрировать под интерьер. Коммуникацию с ним лучше поддерживать в письменном виде, излагая свою мысль в коротких предложениях, не допуская риска двойной трактовки или, еще хуже, подтекста. Подтекст лучше изложить отдельным понятным предложением, тоже коротким. В длинном предложении он может заблудиться или прочитать по тегам, что несет в себе риск вольной интерпретации прочитанного материала. Что происходит с услышанным материалом, вам лучше не знать. В лучшем случае, он проходит транзитом во вселенную, но останавливаясь на промежуточных станциях. Если сообщение важное, его нужно периодически ретранслировать с использованием хештегов и ключевых слов, чтобы активизировать поиск в мусорной корзине этого сложного создания. Виноват не тот, кто забыл, а тот, кто не напомнил.

Пожалуй, ограничусь этой краткой безобидной иллюстрацией, ибо опасаюсь, что мне могут урезать трафик легким движением руки.

IT guy Portugal

IT-шник, как правило, убежденный социопат. Есть несколько вещей, которые он искренне считает порождением ада и которые могут вызвать у него приступ острой человекофобии: правила документооборота, НДС, плохая звукоизоляция и соседи. Топающие соседи, громкоговорящие соседи, чавкающие соседи, курящие соседи, неряшливые соседи – в доме, на пляже, в парке, в аквапарке, на улице, в магазине, везде.

Прилетит ли волшебник в голубом самолете

И если с НДС я ничего поделать, увы, не могу, то избавиться от соседей – задача реальная. Ну хотя бы на пару дней, для перезагрузки. Так и возникла идея подарка на др.

TreeHouse Portugal

Такому персонажу вообще сложно сочинить подарок на день рождения, тем более что дрон, X-box и чашка в форме черепа у него уже есть. Поэтому, когда я увидела в одном буклете фото отеля, я поняла – вот оно!

Не буду углубляться в организационные моменты, все это было довольно сложно спланировать и состыковать: возможность оставить детей на попечение надежного человека, сроки истечения визы и личные планы этого самого человека, рейсы для него и нас, свободные даты в отеле, несопливые дети. Но звезды сошлись и подарок был вручен!

Прилетели мы в Порту, взяли машину и поехали на точку. Заветное местечко находится в двух часах езды, ближе к испанской границе. Место назначение хранилось в тайне, хотя Валера периодически многозначительно двигал бровями и всеми доступными междометиями намекал на неизбежность сюрприза.

Когда мы свернули с трассы и потрусили через деревушки, вокруг было так безлюдно, что даже мой муж начал испуганно озираться и спрашивать – а где все???

И наконец – та-дам!!! Гарантировано без соседей над головой! Правда, домик чуть пошатывает, но это мелочи.

TreeHouse Portugal

Pedras Salgadas

Pedras Salgadas Spa and Nature Park – это отельный комплекс, расположенный в лесу на территории старого курорта минеральных вод. Раньше здесь отдыхали всякие знатные личности, старые постройки до сих пор остались, но их не сносят и не реставрируют, они просто себе стоят. Территория большая, но посадочных мест мало: домиков на дереве всего два, а «приземленных» штук 10. На это все есть и бассейн, и спа, и ресторан, и гольф. Не знаю, на чем они деньги зарабатывают при таком уровне сервиса, если честно.

Вода Pedras Salgadas, к слову, очень известна и продается как в Португалии, так и на экспорт.

Вовка с подозрением поглядывал на окружающую обстановку и ждал подвоха. Но подвох так и не пришел. Людей было неправдоподобно мало, а те, что были, вели себя очень тихо. В ресторане, который имел немного кубинский вид, метрдотель подошла и строго спросила – вы резервировали? Нет – ответили мы, удивленно оглядывая зал, где было занято всего два столика. Ну ладно, идите так.

В целом, идеальное местечко для короткого побега; в окрестности много мест для велосипедных прогулок, а также походов людей с палками и без.

Как Юрий Гагарин

Наутро мы решили съездить в adventure park Pena Aventura, это веревочный парк с пейнтболом и парочкой аттракционов. В тот день звезды благоволили моему мужу, и на всю огроменную лесную территорию парка оказалось больше сотрудников, чем посетителей. Нам встретилось человек 10 от силы. Я так понимаю, что это место больше используется местными под корпоративные/школьные ивенты и прогулки с детьми, туристов тут мало. Или нам просто повезло.

В общем-то, аттракционов два – это Fantasticable (полет на тросе над горами) – не так страшно, как кажется, но очень красиво, а также тобогган Alpine Coaster. Есть еще рогатка, но мы не любители. Есть еще каное, рафтинг, поездки на джипах, скалолазание – в общем-то, можно прекрасно провести время. При парке есть свой отельный комплекс.

Pena Aventura Portugal

Мы провели там полдня (удивительно, но они закрывают аттракционы на обеденный перерыв). Нам пришлось ждать, но зато получили дополнительную бесплатную поездку на тобоггане – оператор опоздал, он вообще по ходу удивился посетителям.

Потом мы решили поехать перекусить и погулять в природном парке. И тут я вспомнила свою Мадейру. Оказывается, это не только там такая засада с поиском пропитания. Нет, мы нашли ресторанчик и даже туда заехали. Но он был закрыт. А также второй, и третий. Собственник одной булочной очень пытался нам помочь и подсказывал разные места, но кухня днем закрывается почти везде, по крайней мере, в провинции. Так что пришлось ограничиться круассанами у этого же булочника:) Надо было не крутить носом, а есть в парке.

Если не брать этот эпизод во внимание, в целом португальская кухня мне очень понравилась. Джанк фуд встречается гораздо реже, чем у северных соседей; много рыбы, овощей, щадящий способ приготовления. Португалия в принципе удивила чистотой и дорогами. Автобан получше венгерского, добираться удобно. Если, конечно, не занесет на горные дороги, как нас. Вот тут понимаешь, почему Порту ни разу не завоевывали, туда ж фиг доедешь! На самом деле, если бы они не выстроили такие магистрали, с туризмом было бы все очень грустно.

Дороги и села

Roads in Portugal

Однако проехать по проселочным дорогам – это тоже медитативное и увлекательное занятие. Так, из Pena Aventura мы поехали в Parque Natural do Alvão с целью погулять. Однако концепция парка в Португалии существенно отличается от парка, скажем, в Хорватии или Голландии. Я просто привыкла, что в парке есть вход и план местности. В Португалии входа нет. Есть малозаметные указатели на пешие маршруты. Поэтому сориентироваться, в какую точку ехать, очень сложно. У нас четкого плана не было (подарок же на др, а планы Вовку тоже нервируют), поэтому мы ехали почти наугад и останавливались погулять в понравившихся местах.

Места колоритные и вообще, мечта фотографа. Но останавливаться получалось мало где, дороги временами сильно напоминали Мадейру: двусторонняя дорога шириной в одну полосу, невероятно извилистая, между домами без тротуара, или попросту горная дорога без карманов для остановки в нужных местах, нередко с коровами на встречке. Здания же в селах попадаются очень разные, зачастую необычные и ни на что не похожие, часто старые как мир, что выглядит артхаусно на фоне ветряных мельниц. Такое ощущение, что время там остановилось.

Cows in PortugalCountryside Portugal

Людей очень, очень мало, а туристов и того меньше. Часто встречались французы, они любят это направление. Один раз на водопаде встретили семью с тремя детьми, они спускались с веревками по скользким камням. Слезли, бодренько спустились к бусику, барышня расстелила коврик прямо перед нашей машиной и стала энергично переодеваться, ни разу не прикрывшись. Не сомневайтесь, это были голландцы 🙂 И приехали они прямиком из Голландии на своем транспорте. Трудности не пугают этих людей!

Countryside PortugalCountryside PortugalCountryside, Portugal

Серфинг

После короткого сельского уединения и тишины на горизонте маячил Порту, и я боялась, что город будет раздражать не только именинника, но и меня.

Однако все вышло не так плохо. Первая точка – пляж Matosinhos; туда мы прибыли прямиком из домика на дереве, то бишь с чемоданами в машине. Там нас ждал серф и инструктор (спасибо, Liss Ross, за наводку)!

Вовке я сообщила о предстоящем уроке только накануне вечером, чтобы не сильно нервничал заранее. Заняться серфингом все время что-то мешает – то дети бегают, то уровня просветления недостаточно. Поэтому детей оставили дома, а просветление брали на абордаж, благодаря эффекту неожиданности.

Сказать, что я недооценила уровень сложности – это не сказать ничего. Вовка боролся до конца, я через час двадцать выползла на берег, легла на борд и слушала вертолеты в голове. Увы, повторить не удалось – погода не способствовала и инструктор сам отменил уроки. Но наша программа и без того была насыщенной.

Знакомство с Порту

Мы поселились в наш чудный мини-отель (я заранее просила о верхнем этаже, поэтому соседи не беспокоили, алилуйя!) и отправились знакомиться с местным фотографом, который согласился дать мастер-класс (опять же, спасибо Liss Ross).

Hotel in Porto

Фотограф оказался человеком обстоятельным, поэтому в первый вечер он повел нас в долгую прогулку по набережной, показал свои любимые места и потом потащил кормить к себе домой ужином собственного приготовления. Попутно он вываливал столько информации о своем городе, что я не знала, за что хвататься – за ручку или камеру.

Porto waterfront

Колоритный, как и сама Португалия, архитектор и фотограф по образованию, автор книг и выставок, лектор – он ни разу не позволил себе пренебрежительного или высокомерного отношения к моим работам, да и вообще к чему-либо. Для человека. который постоянно учится и совершенствуется, такое (пренебрежительное) отношение к людям не свойственно в принципе. В своем возрасте он великолепно разбирается в технике, а обстановка в доме являет собой причудливое сочетание старинных предметов, артефактов, новейших фото принтеров и подобных приблуд.

Из сферы фотографии вечерняя беседа плавно перетекла на разные отвлеченные темы, и в полпервого ночи мы обнаружили себя все еще сидящими в его гостиной. Неувязочка, потому что утренний мастер класс был запланирован на 6.30; для меня это и так подвиг круче некуда, а если еще после вечеринки, то я сильно сомневалась в возможности найти себя вне кровати в это время.

Однако Джулио оказался тоже человек, и мы передвинули встречу на пару часиков.

Утром проснулись от ломоты в самых неожиданных местах (привет серфу!), за окном лил дождь, урок серфинга для Вовки отменился и, я подозревала, мой мастер класс тоже отменится. Однако неунывающий Джулио притарабанил зонтик промышленных масштабов, и устроил отличную прогулку по городу.

Если честно, Порту мне понравился намного больше Лиссабона. Возможно, Лиссабон мне попался на обратном пути с малолюдного живописного острова, когда чувства мои были взлохмачены, и я его не восприняла.

Leo, Porto

Но все равно, Порту – другой. У него есть свое достоинство. Местные жители обожают свой город, и это чувствуется. Любой таксист расскажет кучу интересных фактов. О том, что город никогда не был завоеван – по морю подойти сложно, а в горах партизаны давали прикурить. О том, что городом управляли жители и даже короли должны были проситься переночевать (очевидно, речь о Магдебургском праве, но я не нашла первоисточник). О том, что город был запущен, а 10-15 лет назад пришел хороший мер и начал интенсивно вкладывать в развитие. О том, что в городе принято много и хорошо работать.

Porto futball

Разруха, конечно, присутствует, но она какая-то необычная. Огромное количество развалин соседствует с отреставрированными или новыми зданиями; несмотря на зияющие провалы в окнах, мусора нет совершенно, равно как и бомжей или чрезмерного количества попрошаек. Старые или разрушенные здания выглядят так, как будто их кто-то пылесосит регулярно. А еще они могут похвастаться правильными геометрическими формами, что в городском пейзаже радует глаз.

Porto ruins

Центр Порту, в принципе, можно обойти за полдня. Можно и проехаться на экскурсионных автобусах или на тук-тук, взять экскурсию на кораблике. Мы ничего из этого не делали, равно как и не ходили в портвейновые погреба.

Mural, PortoPorto

С нас по интенсиву хватило многочасовой прогулки – мастеркласса с Джулио, которая увенчалась вкусным обедом, на этот раз в ресторане.

Надо сказать, что еда нам попадалась вкусней всего в маленьких забегаловках, которые внешне и на звание ресторана-то не тянут. Выглядят обычно неамбициозно и сидят там в основном местные. При этом, качество еды во много раз превосходит качество антуража.

Что еще выяснилось, так это то, что в Порту долгое время жила Джоан Роулинг и черпала здесь вдохновение при написании Гарри Поттера. Особо ее вдохновлял книжный магазин, из которого сделали место паломничества. В магазин стоит зайти ради интерьера, а так какого-то особого ассортимента на понятном нам языке мы не обнаружили. Но купить что-то все равно придется, поскольку за вход берут 4 евро, которые можно использовать на приобретение книги.

Bookstore, Porto

После экскурсии города больше не хотелось, и вечером мы опять пошли на набережную к маяку. Жаль, море уже успокоилось и таких впечатляющих волн как накануне уже не было.

Porto waterfront

Vila do Conde

На следующий день праздник заканчивался, но оставалось несколько часов до перелета, поэтому мы поехали чуть севернее Порту исследовать тамошние виды: Vila do Conde, птичий заповедник, акведук.

Vila do Conde, Portugal

Дорога по птичьему заповеднику идет вдоль пляжа и дюн, белый (по-настоящему белый) мелкий песочек, чистота и умиротворение. Птиц мы видели мало, но впечатлило другое – щепетильность и тщательность, с которой сделаны все эти дорожки и ограждения, большей частью вручную, и в каком безукоризненном состоянии все это поддерживается.

Нет у меня больше слов, чтобы выразить свои впечатления. Очень и очень. Португалия прекрасно подходит для перезагрузки, и покемоны здесь бегают тоже зачетные.

***

Другие истории о Португалии:

Madeira Solo: дама в автомобиле в очках без ружья